Игорь Петришенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

  • Президент Республики Беларусь
  • Правительство Беларуси
  • Министерство иностранных дел Беларуси
  • Совет Республики
  • Палата представителей
  • Export.by
  • Ответы на вопросы
  • Портал белорусских туристических услуг topbelarus.com
  • Energy Expo

Главная / Посольство в Москве /

История комплекса зданий

В разных уголках старой Москвы можно встретить здания удивительной красоты, ранее принадлежавшие знаменитым российским фамилиям. Во многих из них находятся посольства различных стран, которые их реставрируют и содержат в не меньшем блеске и великолепии, чем прежде. В одном из таких дворцов с богатой историей расположилось Посольство Республики Беларусь.

Улица Маросейка, на которой расположен посольский комплекс, в 1954 — 1990 годах улица носила имя Богдана Хмельницкого. Первоначально являлась частью улицы Покровки, собственное название получила в XVIII веке по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью. В XV веке в районе Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называвшаяся церковью Покрова в Садах. Улицу облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 году в Немецкую слободу. Цари ездили по Маросейке и Покровке в свои загородные усадьбы; на Маросейке стояли дворы знати (Салтыковых, Собакиных, Куракиных; Шереметева, Нарышкина). При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, Маросейка осталась неблагоустроенной. Во время пожара Москвы в 1812 году правая сторона улицы выгорела и была расширена.

Перед нами великолепный бело-голубой дворец псевдобарочного стиля. Главный дом постройки XVII века и его левый флигель богато украшены декоративным и скульптурным убранством середины ХIХ века. Они включают элементы первоначального декора. Женские скульптуры-аллегории, оформляющие второй и третий этажи, очень декоративны. Они символизируют: на втором этаже — плодородие (земледелие и скотоводство), а на третьем — искусство (театр, пение, танец, архитектуру, живопись, музыку). Ритмично чередующиеся с высокими окнами каннелированные колонны с затейливыми капителями на втором этаже придают зданию очень нарядный, торжественный вид. Металлические балконы — дань эклектике, как и массивный карниз с аттиком, поддерживаемый кронштейнами.

Вначале землю на Маросейке приобрел подполковник Михаил Родионович Хлебников, бывший начальником канцелярии у графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Именно он начал строительство особняка, которое продолжалось с 1780 по 1782 год. По мнению экспертов, дом возводился по проекту знаменитого зодчего Василия Ивановича Баженова, на что указывают некоторые фрагменты дворового фасада, в наибольшей степени сохранившего первоначальный вид, а также планы построек. Большой каменный трехэтажный дом, построенный Хлебниковым, соответствует также и чертежам в альбоме известного архитектора Матвея Федоровича Казакова, что не исключает его участия в постройке дома как талантливого помощника и ученика Баженова.

Московский дворец с 1793 года стал собственностью Румянцевых. Купил его граф Петр Румянцев-Задунайский (1725 — 1796), российский полководец, сын сподвижника Петра Первого, крестник его дочери императрицы Елизаветы Петровны. Герой войн со Швецией, Пруссией, Данией, Турцией, Польшей, генерал-фельдмаршал.

После его смерти в 1797 году дом по наследству достался сыну — известному коллекционеру, Николаю Румянцеву (1754 — 1826). Это он был основателем Румянцевского музея.

Николай Румянцев был министром иностранных дел, затем государственным канцлером. При его жизни в особняке частыми гостями были Василий Андреевич Жуковский, Николай Михайлович Карамзин, Иван Иванович Дмитриев, Петр Андреевич Вяземский, Денис Васильевич Давыдов, Константин Николаевич Батюшков,

Как меценат и собиратель российских древностей Николай Румянцев считается основателем Российской государственной библиотеки. По завещанию его собрание книг и рукописей было передано казне, составив основу будущей «Ленинки».

Николай Румянцев был франкофилом и водил дружбу с Наполеоном, когда же он узнал о начале войны с французами, графа разбил паралич. В 1812 году в здании было размещено учрежденное Наполеоном городское правление (муниципалитет) Москвы, возглавляемое генеральным интендантом (провинциальным префектом) Жан-Батистом Лессепсом.

Согласно завещанию, Николай Румянцев нашел последний приют в построенном по его распоряжению гомельском соборе Святых Петра и Павла.

После пожара 1812 года основные здания усадьбы кардинально не перестраивались, но фасады главного дома были переделаны Румянцевым в стиле ампир. Их гладко оштукатурили, уничтожив ниши, первый этаж покрыли ленточными рустами, окна декорировали наличниками с веерными замками и белокаменными подоконными полочками, а над окнами парадного этажа разместили барельефы с мифологическими сценами.

В 1826 году здание перешло брату Николая Румянцева, Сергею Петровичу.

После Румянцевых владение перешло в руки супруги генерала Дивова (1835 — 1839 гг.), затем купца-раскольника Щеглова (1840 — 1843 гг.), купцов Усачева (1844 — 1857 гг.), Сапожникова (1858 — 1864 гг.), Каулина (1864 — 1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 год.

Будучи энергичным предпринимателем нового пореформенного типа, Николай Иванович Каулин домовладение на Маросейке рассматривал только с точки зрения его доходности. Вероятно, что уже в 1860 году по его заказу было полностью изменено декоративное решение главного дома и флигеля по улице. Они получили пышный лепной декор главных фасадов в формах ранней эклектики, полностью сохранившийся до настоящего времени. Кроме того, было добавлено обилие деталей чугунного литья, металлические козырьки и крылечки. В 1871 году была произведена кардинальная реконструкция усадьбы с приспособлением ее дальней территории для складов хлопка. После сноса ограды вдоль всей красной линии Армянского переулка был построен длинный 3-х этажный каменный корпус, где два нижних этажа занимали амбары, а верхний был жилым. Первый этаж здания был перекрыт каменными сводами, сохранившимися и поныне.

В 1874 году Каулин продал усадьбу потомственному почетному гражданину, московскому купцу первой гильдии, торговавшему шелком, Семену Дмитриевичу Грачеву. При нем фасад украсили женские фигуры и декор. В частности, появился герб с ангелами и буквой «Г» в овале. Герб указывал на нового владельца, по заказу которого классический вид здания был существенно переработан архитектором Георгием Александровичем Кайзером. Грачев сдавал помещения внаем под магазины и товарные склады с оптовой торговлей галантерейным товаром Торгового дома Шаровского, а сам жил в старом своем доме в Замоскворечье на Ордынке.

В разное время особняк был приспособлен под офисные и торговые помещения, а так же меблированные квартиры и гостиницу. Например, в 1870-х годах здесь помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, а в одной половине бельэтажа помещалась Городская аукционная контора, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитых вельмож и государственных деятелей конца XVIII начала XIX веков.

Свой первоначальный облик здание не сохранило. Современный облик сложился к 1886 году. В интерьерах от первоначального проекта сохранились лишь часть сводчатых перекрытий подвала и некоторые небольшие помещения первого и второго этажей.

В 1912 году на втором этаже дома находился филиал электротехнической компании «Сименс — Гальске», которая затем объединилась с компанией «Шуккерт и К°». Помимо конторы общества, здесь располагались его мастерские, склады динамомашин, электродвигателей и другого электротехнического оборудования. В силу этого владение было электрифицировано одним из первых в Москве. Конторой заведовал инженер Леонид Красин. Никто и предполагать не мог, что главное занятие инженера — активная нелегальная деятельность по выполнению заданий большевистской партии, а работа в фирме была для отвода глаз.

После национализации частных предприятий в 1918 году на базе фирмы был создан Электротехнический трест Центрального района Москвы.

Здание представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и внесено в реестр архитектурных памятников федерального значения России.

В 1957 году особняк был передан Постоянному Представительству Совета Министров Белорусской ССР при Совете Министров СССР.

Сегодня Беларусь владеет Румянцевским дворцом, а в своё время Румянцевы владели крошечной белорусской деревенькой, спустя столетия ставшей областным центром Гомелем. Граф Николай Румянцев строил новый Гомель, который был задуман как идеальный город эпохи Просвещения. Город стал наилучшим примером нового подхода в европейском градостроительстве. В нем воплотилась гармония для жизни человека государственного, и человека частного, синтез регулярного и живописного. В своем белорусском имении граф развил бурную хозяйственную деятельность, создав вотчинную промышленность. Она была инновационной для своего времени.

Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации размещается здесь с 1993 года. С 1996 года здание является собственностью Республики Беларусь.

С 2004 по 2013 годы Посольство активно реставрировалось. Насколько возможно были восстановлены фойе, ансамбль центральной лестницы, коридоры второго этажа, Каминный, Голубой, Терракотовый залы, приемная и кабинет Посла.


В указанных помещениях восстановлены элементы декора стен и потолков. На основе авторского слоя восстановлена роспись потолков. Осуществлена реставрация всех дверей, заменено паркетное покрытие полов.

В результате проведенной перепланировки, в целях расширения представительских площадей, появилось еще одно дополнительное помещение — Белый зал. К проведению реставрационных и восстановительных работ привлекались лучшие художники и оформители.

Чугунная лестница — знаменитое каслинское художественное литье, входящее в мировую коллекцию народных художественных промыслов. Лестница не имеет аналогов. Ее привезли сюда с Урала, смонтировав более 130 лет назад. Она знаменита, в том числе, тем, что на ней снимался фрагмент фильма «Достояние Республики» с участием Олега Табакова, Андрея Миронова, Евгения Евстигнеева и других звезд советского кино.

Во время реставрации Посольству удалось найти специалистов, стараниями которых лестница выглядит как новая. Восстановлены утраченные литые элементы, изготовлен новый мраморный пол.

В Терракотовом зале размещены два портрета кисти белорусского художника Виктора Ольшевского, который изобразил уроженца Беларуси канцлера Льва Сапегу и россиянина-дипломата Николая Румянцева.

В Каминном зале постарались отразить историю и современность Беларуси, преемственность поколений и нашу верность традициям.

Стены декорированы элементами национального декора.

Присутствуют тканые гобелены, инкрустация соломкой, настенные росписи, скульптуры канонизированной белорусской просветительницы Ефросиньи Полоцкой и первопечатника Франциска Скорины, много сделавшего для становления белорусского литературного языка и развития белорусской письменности.

Голубой зал использовался Румянцевыми для балов, литературных, музыкальных вечеров и театральных постановок крепостных актёров.

В нишах были изображены картины и барельефы баталий, в которых участвовал фельдмаршал Румянцев-Задунайский. Однако они не сохранились. Во время реставрации специалисты брали на анализ образцы настенных слоёв, но закрашенных изображений найти не смогли.

8 мая 2005 г. здесь состоялась торжественная церемония вручения Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко юбилейных медалей «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» ветеранам Великой Отечественной войны, освобождавших Беларусь, а также награждение государственными наградами Республики Беларусь Президента Российской торгово-промышленной палаты Е.М.Примакова, члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Н.И.Рыжкова, Вице-мэра Москвы В.П.Шанцева, Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И.Ресина.

По описям владения, сделанного в 1900 году, в двухэтажном флигеле по улице Маросейка, где расположен нынешний консульский отдел Посольства, находились пивная лавка и модное ателье. Постройки во дворе сзади флигеля были заняты шляпной мастерской.

На воротном столбе здания сохранилась надпись «Свободен от постоя», которую разрешалось делать домовладельцам, уплатившим взнос на строительство казарм. Надпись означала, что в этом доме органам власти не разрешалось размещать военных на постой, прибывших временно в Москву.

На Армянском переулке ко дворцу примыкает здание посольской гостиницы «Полесье» с рестораном, где можно отведать превосходные блюда национальной белорусской кухни. Это строение в 1877 — 1878 годах по проекту архитектора Ивана Павловича Петрова (Ропета) было капитально перестроено из амбаров в жилье, а фасады его оштукатурены. Во втором и третьем этаже здания были также открыты меблированные комнаты. В советское время этот корпус был надстроен еще двумя этажами, где вплоть до конца 50-х годов XX века находились коммунальные квартиры.

Первым Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации был Виктор Дмитриевич Даниленко, назначенный на эту должность 27 января 1993 г.

В 1997 году Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации назначен Владимир Викторович Григорьев.

4 августа 2006 г. Глава белорусского государства назначил Василия Борисовича Долголёва Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации.

8 ноября 2011 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации назначен Андрей Владимирович Кобяков.

10 сентября 2012 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко назначил Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации Игоря Викторовича Петришенко.