Игорь Петришенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

  • Президент Республики Беларусь
  • Правительство Беларуси
  • Министерство иностранных дел Беларуси
  • Совет Республики
  • Палата представителей
  • Export.by
  • Ответы на вопросы
  • Сервис онлайн-бронирования отдыха в Беларуси VETLIVA

Главная / Новости / Актуально /

Россия в 2017 году оставалась основным торговым и инвестиционным партнером Беларуси

4 января 2018

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2017 году

Международная обстановка в 2017 году характеризовалась повышенной нестабильностью, сочетанием центробежных и центростремительных тенденций, экономическими дисбалансами, неготовностью мировых игроков поступаться собственными национальными интересами в пользу общего блага.

При сохраняющейся актуальности таких угроз, как нищета, голод, эпидемии, растущая пропасть между бедными и богатыми, ужесточение конкуренции за энергетические, сырьевые, продовольственные, водные ресурсы, инновации и квалифицированные кадры в перечне современных вызовов человечеству доминировали угрозы безопасности.

Выраженной тенденцией стала разбалансировка системы сдержек и противовесов между соперничающими государствами и группами государств, «расползание» региональных конфликтов, вовлечение в них новых участников. Наркотрафик, торговля людьми, киберпреступность, радикализм и терроризм трансформировались в трансграничные угрозы международного масштаба.

Очевидный кризис доверия в европейском регионе, в широком евразийском пространстве и в глобальном масштабе показал, что спрос на конструктивный диалог и выработку компромиссов по-прежнему превышает предложение.

В этих непростых условиях Республика Беларусь в 2017 году продемонстрировала устойчивость к неблагоприятным внешним факторам и способность к активному противодействию и смягчению их воздействия.

Как и ранее, усилия белорусской дипломатии были направлены на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики в русле установок Президента, всестороннюю защиту национальных интересов, укрепление региональной безопасности и стабильности.

В условиях недоверия между Россией и Западом Беларусь, с одной стороны, сохранила приверженность стратегическому партнерству с Российской Федерацией, первоочередную ориентацию на интеграцию в рамках Евразийского экономического союза, традиционное взаимодействие с членами Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств.

С другой стороны, Беларусь продолжила выстраивать конструктивные прагматичные отношения с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки и другими западными державами.

Новое наполнение получил стратегический китайский вектор белорусской внешней политики. Беларусь одной из первых в мире подключилась к реализации концепции «Экономического пояса Шелкового пути» по ряду перспективных направлений.

В целях диверсификации внешнеполитических связей продолжилось формирование новых геополитических опор в регионах «дальней дуги» — Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Беларусь смогла занять собственную нишу в современном внешнеполитическом и внешнеэкономическом контексте, продемонстрировав способность быть самостоятельным региональным игроком, генерирующим конструктивные подходы к разрешению актуальных проблем современности. Крупные внешнеполитические инициативы Главы белорусского государства А.Г.Лукашенко — продвижение идей совместимости в Европе, партнерства интеграций, обновления общеевропейского диалога по укреплению мер доверия, безопасности и сотрудничества — стали логичным выражением объединяющей повестки дня, которую Минск предлагает другим членам мирового сообщества.

В 2017 году Республика Беларусь достойно реализовала ответственную миссию — свое первое председательство в региональной европейской организации за пределами постсоветского пространства — Центрально-Европейской Инициативе. Ключевой посыл председательства — продвижение совместимости в Большой Европе — развитие инфраструктурных связей между странами в сферах транспорта и энергетики, цифровых коммуникаций, создание взаимодополняющих механизмов сотрудничества между интеграционными процессами, в которые вовлечены участники ЦЕИ, укрепление контактов с соседними регионами — нашел позитивный отклик у партнеров, поскольку отвечает общим интересам развития устойчивых связей между странами Центральной, Западной и Восточной Европы. Значимым результатом председательства в ЦЕИ стало более полное вовлечение Беларуси в европейские интеграционные процессы.

Статус Минска как одного из важных объединяющих мест Европы подтвердила впервые прошедшая в Беларуси 26-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (5-9 июля), в ходе которой Президент А.Г.Лукашенко предложил начать в рамках ОБСЕ дискуссию о возможности запуска переговорного процесса, направленного на преодоление существующих противоречий между государствами на общем пространстве в Евро-Атлантике и Евразии, на формирование новых конструктивных отношений в регионе ОБСЕ (т.н. «новый Хельсинкский процесс»).

Белорусская идея неконфронтационного сотрудничества различных интеграционных моделей, совместного поиска оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированного противодействия глобальным угрозам завоевывает все больше сторонников — государств и организаций.

Белорусская сторона продолжила усилия по оказанию содействия урегулированию кризиса в сопредельной Украине, обеспечивая все необходимые условия для проведения регулярных заседаний Трехсторонней контактной группы и тематических рабочих групп в ее составе. В 2017 году было организовано 26 таких встреч.

В течение года Минск трижды принимал советников по внешней политике глав государств «нормандской четверки» для проведения рабочих консультаций по вопросу урегулирования ситуации на востоке Украины. С этой же целью в Минске была организована рабочая встреча российской и американской делегаций во главе с помощником президента России В.Сурковым и специальным представителем госдепартамента США по Украине К.Волкером.

2017 год прошел под знаком празднования 25-летия установления Беларусью дипломатических отношений с большинством стран-партнеров. Это позволило провести инвентаризацию взаимодействия с ними и интенсифицировать диалог по ряду перспективных направлений.

Сохранилась тенденция роста интенсивности международных контактов на высшем и высоком уровнях. В 2017 году состоялись 74 визита Президента Республики Беларусь, Премьер-министра, Министра иностранных дел за рубеж и официальных делегаций зарубежных государств аналогичного уровня в Беларусь.

На внешнеэкономическом направлении основные усилия были направлены на расширение связей с традиционными партнерами и освоение новых рынков, диверсификацию экспорта с выходом в перспективе на его более сбалансированное распределение по ключевым направлениям ЕАЭС — ЕС — «дальняя дуга» в целях снижения уязвимости национальной экономики от стрессовых ситуаций.

Экономическая дипломатия находилась в центре семинара для руководителей загранучреждений Республики Беларусь 10-14 июля, главным элементом которого стало совещание у Президента по приоритетам внешней политики на современном этапе.

Вопросы экономического взаимодействия рассматривались и в ходе первой Конференции почетных консулов Республики Беларусь 3-6 октября.

Предпринимаемые меры по созданию благоприятных условий ведения бизнеса позволили Республике Беларусь третий год подряд занять высокую 30-ю позицию по показателю «Международная торговля» в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018».

Прошедший год ознаменовался заметным ростом интереса к Беларуси, ее внутренней и внешней политике со стороны крупнейших европейских, американских и российских «фабрик мысли», независимых экспертов. Они стали активными участниками конференций, «круглых столов», в том числе проводимых на базе неправительственной экспертно-дискуссионной площадки «Минский диалог».

В 2017 году сеть дипломатических и консульских учреждений представляла интересы Республики Беларусь в 58 государствах (с учетом аккредитации послов по совместительству — в 117). Сегодня в Беларуси осуществляют свою деятельность 48 посольств, 4 отделения посольств, 3 торгпредства, 40 консульских учреждений иностранных государств, 17 представительств международных организаций. По совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 91 зарубежное диппредставительство.

2017 год — год 25-летия установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией — был отмечен интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях, слаженным межпарламентским и межправительственным сотрудничеством. Отношения сохраняли всеобъемлющий характер.

Россия оставалась основным торговым и инвестиционным партнером Беларуси. На ее долю приходится более половины всего объема белорусской внешней торговли. Беларусь, в свою очередь, входит в «пятерку» основных торговых партнеров России.

Стороны продолжили выработку совместных мер по дальнейшему снятию препятствий во взаимной торговле, либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования. Эти подходы нашли отражение в Приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы.

Внешнеполитические ведомства Беларуси и России традиционно тесно координировали свои действия, что способствовало укреплению позиций двух стран на международной арене. Основные направления этого партнерства закреплены в очередной Программе согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы. В рамках реализованной аналогичной Программы на 2016-2017 годы проведено более 20 консультаций по различным направлениям взаимодействия.

Активно развивалось межрегиональное сотрудничество. В течение года Беларусь посетили более 80 делегаций российских регионов, в том числе 11 — во главе с губернаторами. 29-30 июня в Москве с участием президентов Беларуси и России проведен масштабный IV-й Форум регионов, посвященный расширению сотрудничества в сфере высоких технологий и инноваций.

2017 год в целом был для евразийской экономической интеграции заметно более успешным, чем 2016 год.

В рамках ЕАЭС Беларусь продолжила линию на построение прочного экономического союза на основе практической реализации Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и уважения интересов всех государств-членов интеграционного объединения.

С учетом подходов и предложений Беларуси завершена работа по Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Договор вступает в силу с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс ЕАЭС — прогрессивный документ, учитывающий современные нормы международной практики, — позволит ускорить и упростить экспортно-импортные операции между хозяйствующими субъектами стран Союза, повысить инвестиционную привлекательность и транзитный потенциал Беларуси.

В 2017 году белорусской стороной предприняты интенсивные усилия по согласованию Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС. По состоянию на декабрь 2017 г. несогласованными остались единичные положения, носящие тем не менее принципиальный характер. Достигнута договоренность вернуться к обсуждению этих вопросов в начале 2018 года.

У партнеров по Союзу нашел поддержку подход Беларуси по устранению внутренних барьеров во взаимной торговле путем создания «дорожных карт», которые будут формироваться на двухлетний период и включать наиболее чувствительные ограничения. На заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване 25 октября утвержден План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы.

Утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, Порядок проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. В приоритете будет рассмотрение инициатив, связанных с развитием цифровой прослеживаемости и цифровой торговли, формированием цифровых транспортных коридоров. Утвержден план мероприятий по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств ЕАЭС на 2018-2020 годы.

Продолжена работа по международному позиционированию ЕАЭС. В ходе многочисленных международных форумов в 2017 году Беларусь последовательно продвигала инициативу партнерства интеграций, добиваясь установления устойчивых механизмов диалога и сотрудничества ЕАЭС с ЕС, Китаем, странами ШОС, другими государствами и региональными интеграционными объединениями.

В Содружестве Независимых Государств в 2017 году приоритетное внимание уделялось дальнейшей реализации Решения Совета глав государств об адаптации СНГ к современным реалиям.

В экономическом плане среди приоритетов Республики Беларусь в 2017 году оставались вопросы, касающиеся дальнейшего устранения существующих торговых барьеров в рамках реализации Договора о зоне свободной торговли, формирования единого рынка государственных закупок, продолжения работы над созданием зоны свободной торговли услугами. Минск содействовал наполнению повестки дня Содружества конкретными вопросами, способными принести синергетический эффект для развития национальных экономик государств-участников.

В 2017 году проведены заседание Совета глав государств СНГ (11 октября, Сочи), неформальный саммит СНГ на уровне глав государств (26 декабря, Москва), два заседания Совета глав правительств СНГ (6 мая, Казань; 3 ноября, Ташкент), два заседания Совета министров иностранных дел СНГ (7 апреля, Ташкент; 10 октября, Сочи) и четыре заседания Экономического совета СНГ (17 марта, 16 июня, 15 сентября и 15 декабря, Москва), а также ряд мероприятий по линии МПА СНГ с участием руководства Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Читать далее на сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь mfa.gov.by

 
 

  

 
Посольство Беларусив Google+